Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника.
Многое оказывается новым: учителя, одноклассники, дети переходят из одного класса в другой (приходится привыкать к новому помещению). Пятиклассники говорят, что в школе стало сложнее, потому что:
- Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- Непривычное расписание (новый режим);
- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- Новый классный руководитель;
- В средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной школе были уже большие;
- Проблемы со старшеклассниками (в столовой или туалетной комнате).
Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности пятиклассника, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и учителями, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Почему же возникают проблемы у детей, переходящих в пятый класс (падает дисциплина, снижается успеваемость)?
- Психологически этот возраст связан с обретением чувства взрослости – потребность в равноправии, уважении, самостоятельности. Если эти потребности не удовлетворяются, то у подростка появляется негативизм – отчуждение от мира взрослых («учителя и родители ко мне необъективны»).
- Это период вступления в подростковый возраст, появляется потребность в самоутверждении среди сверстников. Успех в учебе и отношение с учителями уже не так сильно как в начальной школе влияют на статус ребенка в классе. Более значимыми становятся личностные качества и умение общаться. В пятом классе каждый ребенок получает возможность улучшить свое социальное положение в классе.
- Снижается по сравнению с начальной школой уровень опеки со стороны родителей и учителей. Это и понятно. Объективно, учителя старшей школы не могут все время присматривать за детьми (им нужно подготовиться к следующему уроку). А родители думают: «Ты у меня уже взрослый, должен учиться быть самостоятельным».
- Каждый ученик в начальной школе имеет свой статус «сильный», «средний» или «слабый». В основной школе каждый учитель-предметник воспринимает ребенка по-своему. Бывает, что мальчик – одаренный математик, а русский язык ему не дается. Соответственно, учителю математики работать с этим ребенком легко, а учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка, разные отношения учителей – все это большая неопределенность для подростка.
Что же делать родителям?
- Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
- Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
- Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена и отчества учителей-предметников и классного руководителя.
- Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
- Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
- Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе).
- Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему дома эмоциональный комфорт.