leto

Советы психолога родителям пятиклассников

Родителям пятиклассников
Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. Многое оказывается новым: учителя, одноклассники, дети переходят из одного класса в другой (приходится привыкать к новому помещению). Пятиклассники говорят, что в школе стало сложнее, потому что:

  •   Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  •  Непривычное расписание (новый режим);
  •  Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  •  Новый классный руководитель;
  •  В средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной школе были уже большие;
  •  Проблемы со старшеклассниками (в столовой или туалетной комнате).

Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности пятиклассника, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и учителями, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Почему же возникают проблемы у детей, переходящих в пятый класс (падает дисциплина, снижается успеваемость)?

  •  Психологически этот возраст связан с обретением чувства взрослости – потребность в равноправии, уважении, самостоятельности. Если эти потребности не удовлетворяются, то у подростка появляется негативизм – отчуждение от мира взрослых («учителя и родители ко мне необъективны»).
  •  Это период вступления в подростковый возраст, появляется потребность в самоутверждении среди сверстников. Успех в учебе и отношение с учителями уже не так сильно как в начальной школе влияют на статус ребенка в классе. Более значимыми становятся личностные качества и умение общаться. В пятом классе каждый ребенок получает возможность улучшить свое социальное положение в классе.
  •  Снижается по сравнению с начальной школой уровень опеки со стороны родителей и учителей. Это и понятно. Объективно, учителя старшей школы не могут все время присматривать за детьми (им нужно подготовиться к следующему уроку). А родители думают: «Ты у меня уже взрослый, должен учиться быть самостоятельным».
  •  Каждый ученик в начальной школе имеет свой статус «сильный», «средний» или «слабый». В основной школе каждый учитель-предметник воспринимает ребенка по-своему. Бывает, что мальчик – одаренный математик, а русский язык ему не дается. Соответственно, учителю математики работать с этим ребенком легко, а учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка, разные отношения учителей – все это большая неопределенность для подростка.

Что же делать родителям?

  •  Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
  •  Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
  •  Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена и отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  •  Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  •  Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
  •  Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе).
  •  Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему дома эмоциональный комфорт.