leto

Край ты мой - моя Югория, 

Край лесов и озёр голубых. 

Ты мой мир, моя история, 

И мой дом на просторах твоих.
17 марта мы предложили учащимся 5-6 классов отправиться в гости к «остякам-ясахам», то есть к «людям с Оби», а чтобы было еще понятней – к Хантам, к самому северному народу России! С помощью презентации всем присутствующим мы поведали о жизни этого народа.
Оказывается, с древних времен Ханты вели полуоседлый образ жизни, они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы.
Работая над проектом, мы нашли информацию о том, что уже в I веке до н.э. в хозяйстве жителей северной тайги были домашние олени. Так что олень - для Хантов это и транспортное средство, и источник пищи, и материал для изготовления одежды и обуви.
Как и у любого другого народа у Хант есть своя традиционная одежда. Это не только меховые шубы («малица», «гусь», «сах»), но и платья. Цветовая гамма женского национального платья «ягушка» говорит о щедрости и богатстве северного края. Синий цвет свидетельствует о том, что край богат водоемами - реками, озерами, красная полоса – означает много ягод, зеленая полоса - этот «Цвет тайги», а белый цвет – цвет снега, ведь зима длится несколько долгих месяцев. Одежду и предметы быта женщины щедро украшали орнаментом, символические изображения животных или растений.
Хотя ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы.
«Хранить законы и обычаи предков и подчинять им себя - Значит сохранить род свой и себя в роду своем» - так говорят старожилы.
«Убил медведя – извинись. Ведь он - сын верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому он предок человека.» И для того чтобы примирить дух медведя и охотника ханты устраивают медвежий праздник – Тулыглап. Перед Медвежьей головой, посаженной на «священный стол», извиняются плясками, песнями, слезами горести в течение 4-5 дней.
А вот Черная птица, которая в славянской культуре считается вестником смерти, у Хант знаменует новую жизнь и весну. «К нам ворона весну приносит» - говорят ханты. И в честь вороны 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье, ханты празднуют Вороний день. В этот день на священных местах готовят пищу на костре,
молятся духам, кланяются березе. В качестве даров приносят ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки Пакилэли Анки–Ати. Непременные элементы праздника - танцы, национальные игры, соревнования в ловкости, музыкальные состязания.
У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее! даже, несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни Хант подверглись сильнейшим деформациям.

Боева Алина, Карпухина Алёна, Петренко Алина 6 «а» класс